Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Основы журналистского мастерства

Опубликовано 29.11.2019

Программа факультативного курса для учащихся 8-9 классов.

Программа факультатива   «Основы журналистского мастерства» решает  задачу  развития речи учащихся посредством обучения сочинениям газетных жанров.

Этот путь представляется эффективным,  поскольку ученики не просто учатся составлять тексты,  адресатом которых является только учитель. Ученики получают возможность адресовать свой текст более широкой аудитории,  в связи с чем их творческая активность возрастает и получает дополнительную мотивировку.

Кроме  этого, программа курса  предполагает знакомство школьников с элементарными знаниями  в области  теории и практики  массовой  информации, что  имеет  значение  при выборе  профессии, так  как в современном  мире в  сфере  массовых  коммуникаций  занята  значительная часть населения.

Также  программа  курса направлена на воспитание  социально-ориентированной личности, умеющей адаптироваться в обществе  с политической и экономической  нестабильностью, личности, умеющей  вырабатывать свою точку  зрения  на  проблему  и аргументировать  ее.

При разработке  программы использована  программа курса «Теория  и практика  массовой информации»,  разработанная  Лебедевой Н.К. , преподавателем  ИГУ (филиал  в г. Братске), утвержденная  учебно-методическим советом  ИГУ.

Также  использована  программа   факультативного  курса  «Теория  и практика сочинений различных жанров».

Тематическое планирование.
1. Журналистика  как предмет  изучения. Краткая  история  возникновения  журналистики ( от античности  до  современности.
Тема и основная  мысль  текста.  Газетный  номер  и его структура.
2. Функции  журналистики: общая  характеристика  и конкретное  значение  каждой  функции.
Тема и план  текста. Способ  раскрытия основной мысли  в  письменном сочинении.
3. Практическое  занятие. Способы  раскрытия  основной  мысли. Эпиграф. Простой и сложный  план. Эпиграф. Простой и сложный  план «С чего начать  и чем  закончить?»
4. Виды  журналистской  деятельности:  редакторская, организаторская, авторская.
Тема  и жанр текста.
5.Собирание и систематизация  материала  для сочинения.  Простой  и  сложный  план. Тезисы  
и конспекты. Культура   оформления  рукописи.  Способы  цитирования.
6.  Практическое  занятие. Составление плана и  тезисов   устного выступления. « Круглый  стол»:   как   сделать  нашу  школу престижным  средним учебным заведением  г. Вихоревки?
7. Оперативно-новостные  тексты.  Признаки  жанра. Заметка. Лид. Наблюдения  и методы фиксации материала  для составления  текста.
8. Практическое  занятие  по составлению  новостных  текстов  на различном  материале.
9. Репортаж. Интервью. Их  жанровые особенности. Анализ  репортажей  мэтров  жанра и ученических  репортажей.
10. Практическое  занятие. Составление  текстов  в жанре репортажа  или  интервью.
11. Исследовательско-новостные  тексты. Признаки  жанра. Корреспонденция. Комментарий.
 Колонка. Рецензия.
12. Практическое  занятие. Составление  текстов  в жанре корреспонденции, комментария, колонки, рецензии.
13. Исследовательские  тексты. Признаки жанра  Статья. Обозрение. Открытое письмо.
14. Практическое  занятие. Составление текстов  исследовательских  жанров.
15.  Редакционный  «круглый  стол». Обсуждение материалов. Какие  материалы  школьной газеты  «Ровесник» привлекли  внимание и почему.  Сильные  и слабые  стороны  работ.
16.Исследовательско - образные  тексты. Признаки  жанра.  Очерк.  Фельетон. Эссе.
17. Практическое   занятие. «Одно» - выбрать один  из  параметров  (фамилию, имя, дату рождения, название улицы)  и написать  эссе  о ваших  однофамильцах, тезках, земляках, людях, родившихся с вами в один  день.
18.  Профессиональные качества  журналиста.  Ответственность  журналиста  за  подачу ложных материалов. Закон  о СМИ.
19. Творческая  работа  на тему:  « Журналист   должен  знать …»,  «Журналист  должен уметь…»,   «Журналист  должен  быть…»
20. Тематика  и источники  информации.  Методика  сбора информации.
21. Практическая  работа.  Хроника  школы:  сбор  информации  о школьной  жизни за неделю.
Обработка  информации  в новостные  тексты.
22.Моделирование  редакционной  работы.  Составление  графика   выпуска  газеты.
23. Газетные   рубрики. Формы  подачи  материала. Газетная  подборка. Тематическая  страница.  Страница-плакат. Тематический  номер  газеты.
24. Практическая  работа. Подготовка  газетного материала  в форме  газетной  подборки,  тематической страницы, тематического  номера газеты.
25. Методика  сбора  информации.  Выбор  источника  информации. Слухи  как источник  информации.
26. Практическая  работа. Сбор  информации  на  определенную тему. Тему  определить с учащимися.
27. Способы  получения информации.  Интервью, наблюдение, изучение  документов.
28. Подготовка к ролевой  игре  «Пресс- конференция». Функции участников  игры: представители
различных  средств  массовой  информации.
29. Проведение ролевой  игры «Пресс- конференция».
30. Практическая  работа. Выпуск газеты»Свеча» №1.
31. Практическая  работа. Выпуск  газеты «Свеча»№2.
32. Практическая  работа. Выпуск  газеты «Свеча»№ 3.
33. Практическая работа. Выпуск газеты  «Свеча» №4.
34. Практическая  работа. Выпуск  газеты  «Свеча»№5.