Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Э. ГРИГ – жизнь в музыке

Опубликовано 10.11.2014

Урок по технологии Масловой

Задачи:
Обучающие  расширить представление детей о норвежской народной музыке, познакомить с  особенностями народного танца- халлинга, дать представление о многообразии тем и образов норвежского фольклора и картинах природы , воплощенных в творчестве Э ГРИГА
Воспитательные
- Воспитывать любовь и уважительное отношение к музыкальной культуре норвежского народа и к музыке ее яркого представителя- Э. ГРИГА, способствовать расширению эмоциональной сферы, формированию музыкальной культуры , как часть всей духовной культуры , воспитывать эстетический вкус, способность слышать и переживать музыку
Развивающая
- Развивать музыкальные и творческие способности в процессе постижения музыкального искусства, накапливать вокально-хоровые и другие исполнительские навыки. Развивать мышление , память, воображение и речь.

МАТЕРИАЛ
Г. Цыферов «Розовое и голубое»
Э. ГРИГ   «Утро», «В пещере горного короля»
Фортепианные пьесы- «Птички» , «Весной», «Халлинг»
Оборудование: Портрет композитора , DVD, фортепиано, слайды

 

СТРУКТУРА УРОКА

Вводная часть
Организационный момент ,повторение пройденного материала
Основная часть
Сообщение темы и цели урока ,творчество Э. Грига ,слушание и анализ произведений
Заключительная часть
Подведение итогов
Домашнее задание
Выход из класса

 

ХОД УРОКА

Вводная часть
Задачи
Настроить на тему урока,,оказать эмоциональное воздействие.

Сегодня у нас не обычный урок, а праздничный. И ,конечно же , главной героиней этого урока будет музыка, музыка великого норвежского композитора Э. Грига. Сейчас мы зайдем в кабинет под музыку.

Вход детей под музыку Э. Грига «Утро»
У: А какую картину природы можно представить под эту музыку?
Д: Как будто природа просыпается и солнце восходит
У: Верно. Это поэтическая картина пробуждения природы
 
Оснавная часть
 
Задача: Проанализировать средства музыкальной выразительности

У. Вы узнали какое произведение открыло наш урок?
Д. Это «Утро» из сюиты» Пэр Гюнт»
У. А какими красками рисует нам музыка утро? Какой инструмент?
Д. Флейта и свирель
У. Верно

Итак! Мы отправляемся сегодня в Норвегию. Которая расположена далеко на севере, на берегу моря. Суровое море, небо, с трудом вырвавшееся из тумана, тучи, редкая улыбка солнца, гладь залива, то серая ,то посветлее, причудливое нагромождение скал вдоль берега фьорда. Узкие улицы, и простенькие дома  Бергена .Что тут ,кажется, привлекательного? Но если это Родина? Если для тебя только здесь раздвигает солнечный луч облака и делает вдруг нарядными и дома,и скалы ,и сосну на камне у самой воды. Где же еще можно забраться так далеко в горы, слышать как грохочет в скалах голос горного короля ,как пляшут тролли

Звучит «В пещере горного короля»
У. Как звучит мелодия? (обсуждение детей)

А сколько музыки можно услышать в деревне?
Звучит «Халлинг»
У. К какому жанру можно отнести произведение?
Д. К танцевальному
У. Верно Прозвучал норвежский танец Халлинг название происходит от долины Халлигдаль
Определите ,кто по вашему мог танцевать этот танец?
Д. Наверное мужчины.
У. Это сольный мужской танец- соревнование в высоких прыжках и фигурах очень сложных.
Музыкальное сопровождение к танцу обычно играют на народной норвежской скрипке- хардингфиле
У. Как движется мелодия? Какой ритм?
Только Григ только он мог слышать музыку там , где нам с вами никогда ее не услышать … в шелесте листвы ,в пении птиц ,в морском прибое ,в шуме ветра Он слышал ее везде! Музыка его окружила , окутывала своими звуками флейты, свирели, скрипки
Звучат фортепианные пьесы «Весной» «Птички» (фрагменты )

Ну а теперь давайте заглянем в небольшой городок Берген. В живописном местечке в одной большой семье родился мальчик-Эдвард. Его родители были не плохими музыкантами .Эдварду исполнилось 6 лет когда мать решила обучать его музыке. Но не смотря на то ,что музыка занимала все большее место в жизни мальчика ,он еще не мечтал сделаться профессиональным музыкантом. Это казалось ему не достижимым.
Все изменилось совершенно неожиданно.

Однажды летним утром к даче консула Грига прискакал всадник на арабском скакуне.Это был знаменитый Улле Буль-скрипач, композитор, приехавший  в гости к своему старому другу. Узнав ,что сын Грига очень любит музыку и даже пробует сочинять ,скрипач немедленно усадил мальчика за рояль.

Результат прослушивания оказался совершенно неожиданным и для Эдварда и для родителей. Когда Эдвард окончил играть ,Улле Буль подошел к нему и ласково потрепал по щеке и сказал:» Ты должен ехать в Лейпцег и стать музыкантом».

С этого случая  и началась профессиональная жизнь норвежскго композитора.
Но настоящий расцвет музыки Грига начался в Копенгагене. Именно там он познакомился  с Г. Х. Андерсеном и первый сборник романсов  «Мелодии сердца» он посвятил ему.

Рассказ Г. Цыферов «Розовое и голубое»
Григ был в самом расцвете творчества, когда врачи запретили ему музицировать ……
Звучит  песня «СОЛЬВЕЙГ»
Какой характер произведения?
Как звучит мелодия ?
(читается весь рассказ )
Хочешь узнать Грига –слушай его музыку
О том как близка музыка Грига   русскому сердцу хорошо сказал П Чайковский. Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе русское сердце. В его музыке есть что -то нам близкое родное, немедленно находящее в нашем сердце отклик».

Заключительная часть
Мы возвращаемся на родину
С музыкой какого народа мы познакомились?
С творчеством какого композитора?
Что запомнилось?
C каким танцем и  кто танцует?

Домашнее задание:
Какие еще танцы характерны для норвежского народа
Выход
Звучит «В пещере горного короля»